Упражнения для повышения уровня толерантности в группе

Упражнение «Пять добрых слов». Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передает свой лист соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение.

Упражнение «Мои лучшие качества и достижения». 
Ведущий чертит на доске таблицу. Участники заполняют ее в течение 10 минут на индивидуальных бланках. «Мои лучшие качества»: в эту колонку записываются черты или особенности характера, которые особенно в себе нравятся и составляют сильную сторону. «Мои достижения»: в этой графе обозначаются достижения в любой области. Далее участники по желанию делятся своими качествами и достижениями. Обсуждение.

Упражнение «Моя индивидуальность». 
Подростки пишут о каких-то трех признаках, которые отличают их от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как задание выполнено, записи собираются, зачитываются вслух психологом, а остальные члены группы отгадывают, кто является автором тех или иных утверждений. Обсуждение

Упражнение «Толерантная личность». 
Ведущий распространяет среди участников группы раздаточный материал, который представляет собой лист формата А4, разбитый на три колоки: в первой перечислены черты толерантной личности (дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, терпимость к «образу другого», умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность, любовь к животным, любовь к людям, умение слушать, любознательность, способность сочувствовать другому человеку) вторая и третья – пустые. Далее участники в колонке «А» ставят «+ » напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у них наименее выражены. Затем в колонке «В» ставят «+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности.

Упражнение «Чем мы похожи». 
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же способом.

Упражнение «Лукошко». 
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы (мячики, значки, упаковки от киндерсюрпризов и т.д.). Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы,
ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этими предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Упражнение «Комплименты». 
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. (Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинга).

Упражнение: «Эмблема толерантности». 
Участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах и т.д. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга. Участники разбиваются на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп объясняет, что общего в их рисунках, и выдвигает лозунг, отражающий сущность их эмблем. Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Приветствие разными способами». 
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
· сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
· потереться носами (Новая Зеландия);
· пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
· крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
· показать язык (Тибет);
· очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
· обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники расходятся по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Комментариев нет: